Публикации

1306.2018

Ошибка в цели

Айдын Бикебаев
Старший Партнер
Юридической фирмы «Саят Жолши и Партнеры»

Защита конкуренции не зависит от роста цен.

Радует то, что за последнее время активизировалась работа антимонопольного органа. Все мы знаем о возбуждении за последний год антимонопольных дел против владельцев АЗС, мобильных операторов, хлебопеков, мукомолов, поставщиков электроэнергии и других коммерческих организаций. Это, несомненно, большое достижение, если сравнивать с тем, что было до создания Агентства РК по защите конкуренции, когда антимонопольный орган был лишь одним из многочисленных комитетов другого министерства и занимался несвойственными ему функциями.

Однако, к сожалению, все эти расследования в итоге не решают принципиально задачу по защите и развитию конкуренции, стабилизации цен и повышению благосостояния потребителей. Причина заключается в постановке ошибочной цели. Антимонопольный контроль в нашей стране направлен на борьбу с последствиями монополизма, а не на устранение причин его появления. Это явствует из норм антимонопольного законодательства, а также того обстоятель¬ства, что подавляющее большинство дел по фактам монополистической деятельности возбуждаются не в связи с ограничением конкуренции, а в связи с повышением предпринимателями цен или ущемлением ими прав потребителей. Такое понимание в итоге приводит к тому, что наряду с Агентством РК по защите конкуренции ошибочно признается в качестве антимонопольного органа Агентство РК по регулированию естественных монополий, являющееся тарифным и межотраслевым регулятором. При этом нацеленность антимонопольного органа вместо решения глобальных проблем на борьбу с локальными случаями ущемления прав любого потребителя можно сравнить со стрельбой из пушек по воробьям. В результате у нас вместо конкуренции сохраняется высококонцентрированная структура рынков, не повышается инвестиционная привлекательность экономики, а потребители в свою очередь пожинают плоды всей этой системной ошибки.

Позиционирование антимонопольного органа в качестве ведомства, ответственного за борьбу с ростом цен и защиту прав потребителей, является уникальным в мировой практике. Антимонопольным в мире признается орган, который призван защищать конкуренцию на товарных рынках, а не права потребителей. В основе такого подхода лежит простая вещь: главное — защитить конкуренцию, и тогда автоматически будут удовлетворены права и интересы потребителей. Именно поэтому в типовом законе о конкуренции ООН написано, что главной целью законодательства является защита конкуренции.

В свою очередь функцию по регулированию цен в мире в необходимых случаях выполняют тарифные регуляторы, а не антимонопольный орган. К примеру, в США антимонопольные органы вообще не регулируют и не контролируют цены субъектов рынка и не защищают права и интересы потребителей.

Таким образом, антимонопольные органы стран с классическим антимонопольным регулированием борются с причиной, а не следствием, жестко пресекая факты несправедливой монополизации рынков. При этом они не контролируют работу каждого доминанта с каждым его потребителем и даже не могут его наказать за нарушение прав потребителей. Вместо этого они свои ограниченные финансовые, временные и человеческие ресурсы тратят на защиту конкуренции в целом на рынке, способствуя тем самым повышению эффективности всей экономики, созданию привлекательной среды для предпринимательства и росту благосостояния всех потребителей. В итоге они всего этого и добиваются.

В связи с вышеизложенным системное решение проблем экономики и потребителей возможно лишь в случае, если мы наделим антимонопольное регулирование тем смыслом, который является традиционным во всем мире. Для этого нам, в частности, необходимо, во-первых, в законе о конкуренции исключить из составов антимонопольных правонарушений обязатель¬ный элемент — ущемление прав потребителей, а также многочисленные положения, необоснованно ограничивающие свободу предпринимательской деятельности. Во-вторых, освободить антимонопольный орган от ответственности за борьбу с ростом цен и поставить перед ним главную цель — обеспечение системной работы по защите конкуренции на товарных рынках.

журнал FORBES, ноябрь 2011 г.