Жаңалықтар

2408.2015

Юридическая фирма «Sayat Zholshy & Partners» выработала предложения по изменению антимонопольного законодательства

Юридическая фирма «Sayat Zholshy & Partners» выработала предложения по изменению антимонопольного законодательства

Партнеры фирмы Айдын Бикебаев и Амир Бегдесенов, являющиеся членами рабочей группы Правления Комитета по регулированию естественных монополий и защите конкуренции Министерства национальной экономики Республики Казахстан в сфере конкуренции, подготовили проект закона о внесении изменений и дополнений в антимонопольное законодательство.

Во-первых, законопроект должен решить проблему концептуального характера, вызванную ошибочной постановкой перед антимонопольным органом цели по защите прав и краткосрочных интересов потребителей, в том числе, по контролю за ценами субъектов рынка. Целью должна быть защита конкуренции и повышение благосостояния (интересы) потребителей. Все остальные антипредпринимательские цели должны быть исключены из закона о конкуренции.

Во-вторых, законопроектом исключаются положения антимонопольного законодательства, которые необоснованно ограничивают предпринимательскую свободу и вредят бизнесу:

  1. Признание факта занятия доминирующего положения будет теперь только с учетом качественных характеристик рынка, а не как это регулировалось ранее (на основе советских статичных методов);
  2. Ведение Госреестра «доминантов», как несовместимого с принципами рыночной экономики и стандартами ОЭСР, будет полностью отменено;
  3. При квалификации антиконкурентных соглашений будет в обязательном порядке использоваться «rule of reason» (правила разумного подхода) как это принято в странах ОЭСР;
  4. Будет отменено положение, по которому для признания факта совершения антиконкурентных согласованных действий считаются достаточными три косвенных доказательства;
  5. Применение уголовно-правовых мер ответственности будет только в отношении участников картельных сговоров как это принято в странах ОЭСР, т.е. будет проведена декриминализация всех других видов антимонопольных правонарушений, но будут введены жесткие и огромные денежные штрафы;
  6. Конфискация монопольного дохода будет отменена. Данный доход получается за счет потребителей, соответственно справедливо его возвращать потребителям;
  7. При квалификации действий субъектов рынка на предмет злоупотребления доминирующим положением будет в обязательном порядке учитываться концепция объективной необходимости, как это принято в странах ОЭСР.
  8. Обязательным элементом состава правонарушения в виде совершения антиконкурентного соглашения теперь будет цель ограничить конкуренцию, а не как это регулировалось ранее, когда наказывались проконкурентные соглашения;
  9. Ценовым картелем будет признаваться не любое повышение цен, а именно фиксация цен с целью ограничения конкуренции, т.е. мы окончательно уйдем от советского правила запрещать спекуляцию, как это было до сих пор.

В-третьих, законопроектом повышается эффективность борьбы с монополистической деятельностью и антиконкурентными действиями госорганов, в том числе:

  • Антимонопольный орган должен будет подчиняться напрямую Президенту страны, а его руководители должны назначаться на 5-летний срок, в течении которого никто не будет иметь права снять их с должности, за исключением вынесения приговора по уголовному делу. Это нужно для того, чтобы мощное лобби монополистов не смогли сместить неугодных должностных лиц, которые борются против их злоупотреблений;
  • Создание госкомпаний будет запрещено на рынках, где присутствует частный бизнес, т.е. правила Yellow Pages для бизнеса будут теперь реальными, а не декларативными, как это было до сих пор;
  • Действие антимонопольного законодательства по лицам должно быть распространено на иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных коммерческих организаций, не имеющих статуса юридических лиц, нотариусов и адвокатов;
  • При возможности квалификации одного и того же деяния в качестве монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, приоритет должен даваться первому, как наиболее опасному правонарушению с большим размером санкций, чтобы правонарушители не избегали справедливой ответственности;
  • Меры административного пресечения должны быть отделены от мер административной ответственности с тем, чтобы правонарушители не избегали справедливой ответственности, как это имело место ранее;
  • От антимонопольного преследования не должен освобождаться ряд опасных видов сделок субъектов рынка, как это было до сих пор;
  • За совершение сделок по экономической концентрации без согласия антимонопольного органа, повлекших значительное ограничение конкуренции, будет введен оборотный штраф.

В-четвертых, законопроектом кардинально перерабатывается глава по недобросовестной конкуренции, которая была одним из наихудших примеров регулирования этой сферы отношений в мире. Теперь перечень видов недобросовестной конкуренции является неисчерпывающим. До сих пор было всего 14 видов недобросовестной конкуренции, тогда как в мире насчитывается более 400 ее видов.

Кроме того предложения предусматривают решение ряда других проблем. Если будут пожелания, замечания и комментарии, их можно направить по адресу abegdesenov@szp.kz.

Предложения по изменению антимонопольного законодательства Вы можете скачать по данной ссылке.