Жарияланымдар

1811.2019

Изменения по вопросам защиты конкуренции в Предпринимательский кодекс Республики Казахстан

Спешим сообщить о некоторых изменениях по вопросам защиты конкуренции в Предпринимательский кодекс Республики Казахстан (далее – «ПК РК»), внесенных Законом Республики Казахстан от 28 октября 2019 года № 268-VI «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам регулирования агропромышленного комплекса» (далее – «Закон»).

Основные положения Закона были введены в действие по истечении 10 календарных дней после дня его первого официального опубликования (опубликован в Республиканской газете "Казахстанская Правда" от 05.11.2019 г.).

Сфера действия внешнего акта антимонопольного комплаенса

Теперь антимонопольный орган будет проверять внешний акт антимонопольного комплаенса обратившегося к нему субъекта рынка на предмет соответствия нормам законодательства Республики Казахстан в области защиты конкуренции. Ранее регулятор проверял внешний акт лишь на предмет соответствия типовому внешнему акту антимонопольного комплаенса (утвержден Приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 13 февраля 2017 года № 65).

Учитывая, что рассмотренный и одобренный антимонопольным органом проект внешнего акта антимонопольного комплаенса является актом разъяснения законодательства Республики Казахстан в области защиты конкуренции в отношении конкретного субъекта рынка (конкретных субъектов рынка) или применительно к конкретной ситуации, считаем, что субъекты рынка получили хороший инструмент для минимизации возможных рисков.

Думаем, что изменения будут стимулировать большее количество субъектов рынка обратиться к регулятору для согласования своих внешних актов антимонопольного комплаенса.

При необходимости, мы будем рады оказать вам полный спектр услуг, связанных с внедрением в компании комплаенса (антимонопольная экспертиза деятельности компании, разработка различных документов по комплаенсу, согласование с регулятором внешнего акта антимонопольного комплаенса и внедрение в компании комплаенс-системы).

Расширено определение термина «контроль»

Согласно пункту 6 статьи 169 ПК РК, запреты на антиконкурентные соглашения не распространяются на соглашения между субъектами рынка, входящими в одну группу лиц, если одним из таких субъектов рынка в отношении другого субъекта рынка установлен контроль, а также если такие субъекты рынка находятся под контролем одного лица.

Закон расширил понятие «контроля». Теперь под контролем также понимается возможность физического или юридического лица прямо или косвенно определять решения, принимаемые другим юридическим лицом, посредством получения права определять условия ведения предпринимательской деятельности субъектов рынка или давать данным субъектам рынка обязательные для исполнения указания в соответствии с договором государственно-частного партнерства, комплексной предпринимательской лицензией (франчайзинг), лицензионным договором или иным соглашением между правообладателем (лицом, уполномоченным правообладателем) и субъектами рынка об организации продажи товара под товарным знаком или иным средством индивидуализации правообладателя.

Соответственно, изменения по факту могут вывести из под орбиты антимонопольного преследования некоторые антиконкурентные соглашения – в тех случаях, когда субъекты будут утверждать о наличии контроля согласно указанным договорам.

Интересно, что в данной части наш ПК РК после изменений не соответствует нормам Договора о Евразийском Экономическом Союзе.

Обращаем внимание, что до сих пор сохраняется необходимость уведомления антимонопольного органа о совершенной экономической концентрации по основанию приобретения субъектом рынка прав (в том числе на основании договора о доверительном управлении, договора о совместной деятельности, договора поручения), позволяющих давать обязательные для исполнения указания другому субъекту рынка при ведении им предпринимательской деятельности либо осуществлять функции его исполнительного органа (подпункт 4) пункта 1 статьи 201 ПК РК).

Расширено определение «допустимых» согласованных действий

Если ранее субъектам рынка для «допустимости» требовалось доказать, что их согласованные действия направлены на совершенствование производства путем внедрения передовых технологий, то теперь совершенствование производства (реализации) товаров может также осуществляться и путем внедрения стандартизации, системы контроля качества, защиты окружающей среды, предоставляя потребителям соразмерную часть получаемых преимуществ.

Изменения в части расследований

Предусмотрено уточнение, что неисполнение уведомления антимонопольного органа о наличии в действиях (бездействии) признаков нарушения законодательства Республики Казахстан в области защиты конкуренции в установленный срок является самостоятельным основанием для начала расследования.

Кроме того, теперь приказ о проведении расследования, кроме прочего, также должен содержать предмет расследования и проверяемый период. Это изменение было сделано во избежание необоснованного (самовольного) расширения должностным лицом антимонопольного органа перечня анализируемых в рамках расследования сведений.

В определенной степени усиливается роль согласительной комиссии при антимонопольном органе. Теперь в случае несогласия с замечаниями и рекомендациями согласительной комиссии должностное лицо обязано подготовить мотивированное заключение, которое затем подлежит (повторному) рассмотрению согласительной комиссией. В свою очередь, с момента поступления обращения объекта расследования или мотивированного заключения должностного лица (должностных лиц) до вынесения замечаний и рекомендаций согласительной комиссией срок проведения расследования приостанавливается.

Интересны также изменения в части приказов об утверждении заключения по результатам расследования:

  • приказ об утверждении заключения по результатам расследования вступает в силу по истечении 10 рабочих дней с момента его принятия в случае, если по результатам расследования вынесено решение о возбуждении дела об административном правонарушении;
  • моментом обнаружения факта совершения административного правонарушения теперь считается именно дата вступления в силу приказа (а не день его подписания);
  • обжалование приказа об утверждении заключения по результатам расследования приостанавливает течение срока вступления его в силу до рассмотрения жалобы.

Таким образом, законодатель ясно дает понять, что приказы об утверждении заключения по результатам расследования все же могут быть обжалованы в порядке Главы 29 Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан. Напомним, ранее суды прекращали производство по таким делу как не подлежащие рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства.

Вместе с тем, предусмотренный срок (10 рабочих дней), по всей видимости, будет трактоваться как крайний срок для обжалования приказа.