Публикации

1306.2018

«Навести порядок на оптовом рынке»

О проблемах регулирования цен на розничном рынке ГСМ, а также мерах, которые могут помочь выправить ситуацию, в своем интервью для делового издания «Бизнес & Власть» (от 12.09.2011 г.) рассказал Старший Партнер, руководитель Антимонопольной практики Юридической фирмы «Саят Жолши и Партнеры», Айдын БИКЕБАЕВ

Проблема у нас, на оптовом рынке ГСМ, который является олигополистичным. Если и есть нарушения антимонопольного законодательства, то их АЗК должно искать именно в действиях олигополий, пока же заявления о начале расследований в отношении 40 субъектов рынка носят популистский характер и никоим образом не решают существующую проблему. В результате могут быть наказаны не виновники, а потерпевшие. Для потребителей же все это грозит обернуться следующим: попытки жестко регулировать и наказывать субъектов розничного рынка теоретически должны привести к банкротству многих операторов АЗС, однако на практике операторы АЗС, для того чтобы выжить, по всей видимости, либо на время закроются или же существенно увеличат объемы недолива и продажи некачественного бензина, что мы и наблюдаем сегодня.

С точки зрения элементарной логики, раз регулируются цены на розничном рынке, необходимо вводить регулирование на оптовом рынке, чтобы не было диспропорции, свидетелями которой мы являемся. Однако на самом деле все достаточно сложно. Дело в том, что Казахстан около 40% бензина импортирует из России. Таким образом, оптовый рынок ГСМ отчасти контролируется российским бизнесом. При этом цены на оптовом рынке в России являются высокими. И если наши регуляторы попытаются императивно установить низкие оптовые цены на ГСМ, поставляемые из России, то россияне просто-напросто перестанут делать их поставки в Казахстан. Тут надо понимать, что на сегодня им на самом деле есть куда девать свой бензин по хорошей цене помимо Казахстана. Таким образом, правительство не может регулировать оптовые цены на ГСМ, поставляемые из России. Однако регуляторам вполне по силам регулировать цены на оптовом рынке ГСМ, производимых казахстанскими НПЗ, поскольку государство через госхолдинги косвенно участвует в капитале всех трех НПЗ.

Здесь возможно осуществить следующие действия:

  • по переносу центра прибыли с давальцев нефти и других посредников на сами НПЗ, которые до сих пор работают на минимальной рентабельности;
  • по жесткому контролю ценообразования на оптовые ГСМ, производимые отечественными НПЗ;
  • по распределению на равных и прозрачных основаниях оптовых поставок казахстанских ГСМ всем розничным операторам АЗС;
  • по прекращению несправедливого и антипредпринимательского регулирования цен на основании факта включения в госсреестр доминантов.

Данные действия приведут к следующим положительным последствиям:

  • отчасти стабилизируются цены на ГСМ за счет строгого контроля процесса ценообразования на оптовые цены ГСМ, производимых на отечественных НПЗ;
  • в обмен на поставки ГСМ с казахстанских НПЗ МНГ сможет устанавливать обоснованные и справедливые ценовые и иные требования к операторами АЗС;
  • прибыли за нефтепереработку будут оседать на НПЗ, то есть в компаниях, где имеется государственное участие;
  • прекратится несправедливое регулирование и воспрепятствование деятельности отечественного бизнеса.

«Бизнес & Власть», выпуск № 367 от 12.09.2011 г.