Жаңалықтар

3009.2010

Реформирование системы банкротства в Республике Казахстан

24 сентября 2010 года в Налоговом департаменте по г.Алматы состоялся круглый стол на тему «Реформирование системы банкротства в Республике Казахстан». В работе круглого стола приняли участие Комитет по работе с несостоятельными должниками Министерства финансов, представители налоговых органов, Алматинский филиал Национальной экономической палаты «Союз Атамекен», РОО «Союз профессиональных управляющих в системе банкротства «Жетису»», бизнесмены. От юристов, практикующих в этой области, участие в работе круглого стола принял партнер компании «Саят Жолшы и Партнеры» Искандер Жанайдаров.

Председатель Комитета по работе с несостоятельными должниками МФ Н.Д.Усенова рассказала о  проблемах применения законодательства о банкротстве в Казахстане и изложила государственное видение разрешения проблемы. Она также призвала участников принять активное участие в обсуждении существующих проблем. В результате ряда выступлений и последовавшего за ним обмена мнениями был озвучен круг существующих проблем и предложены пути их решения. Искандер Жанайдаров, представлявший «Саят Жолши и Партнеры», поднял вопрос о юридической стороне проблемы и законодательном оформлении предложений по внесению изменений и дополнений в законодательство, связанное с банкротством.

Все выступающие отметили, что действующее законодательство о банкротстве делает эту систему непрозрачной и затянутой во времени. Предприниматели не доверяют ей и стараются избежать ее. Система восстановления платежеспособности предприятий, по большому счету, не работает. Предприниматели воспринимают реабилитацию как затянувшееся умирание предприятия. Государство же желает не ликвидировать, а оздоровлять предприятия. В то же время необходимо найти баланс между интересами кредиторов и должников. Мировая практика в этой области крайне неоднородна. Если, например, Англия и Германия имеют прокредиторскую правовую систему, то в других странах приоритет отдается защите интересов должника. Как бы то ни было, но даже в таких странах как США банкротство, несмотря на развитую систему законодательства, порой принимает характер эпидемии. Если в 2009 году число банкротств граждан составило 1,2 миллиона человек, то в 2010 году эта цифра может вырасти до 2 миллионов человек.

По версии организации Doing Business по практике закрытия предприятия Казахстан в настоящее время находится на 54 месте. Оценка производилась по трем критериям: 1) процент удовлетворения требований кредиторов; 2) административные расходы (затраты управляющих в рамках управления имуществом должника) и 3) сроки проведения конкурсного производства.

Статистика высвечивает проблемы кредиторов. – В Казахстане каждое второе предприятие подлежит банкротству. 90% процедур банкротства инициируется налоговыми органами. Кредиторы 1-й и 2-й очередей удовлетворяют свои требования в среднем на 70%, кредиторы, чьи требования обеспечены залогом – на 50%. Остальные кредиторы получают менее 10% от своих требований. Поэтому залоговые кредиторы не заинтересованы в банкротстве. Они бы предпочли увидеть график погашения долга. Но для нормальной деятельности необходимо участвовать в тендерах, а несостоятельным должникам это запрещено. Возможно, следует использовать зарубежный опыт, где реабилитируемым предприятиям позволено участвовать в тендерах. Проблемой является и то, что коммерческая и банковская тайны мешают предотвращению ложных банкротств.

Государство путем внесения изменений в законодательство о банкротстве стремится сделать систему банкротства прозрачной и предсказуемой. 2010 год рассматривается как 1-й этап реформирования системы банкротства. Он заключается в срочном внесении изменений и дополнений в Закон о банкротстве. Постепенно функции Комитета по работе с несостоятельными должниками МФ будут переданы саморегулирующимся общественным организациям (конкурсных управляющих).

К предполагаемым новшествам можно будет отнести то, что имущество должника будет продаваться только через электронные торги. Готовится государство и к введению банкротства в отношении физических лиц, однако для этого сначала необходимо ввести всеобщее декларирование. Рассматривается также опыт Бельгии и Японии, когда должник не лишается полного управления своим предприятием. В этих целях, возможно, законодательство допустит директоров предприятий-должников в круг управляющих при процедурах банкротства.