Новости
COVID-19 в Казахстане: ответы на некоторые правовые вопросы
В связи со сложной эпидемиологической ситуацией из-за пандемии коронавируса COVID-19 в Казахстане в период с 16 марта по 11 мая 2020 года было введено чрезвычайное положение.
На период действия чрезвычайного положения в Казахстане был принят целый ряд ограничительных мер, включая закрытие границ, приостановление деятельности предприятий, ограничение на передвижение граждан и регулирование оборота некоторых групп товаров.
Даже несмотря на то, что 11 мая 2020 года режим чрезвычайного положения на территории Казахстана завершен, некоторые ограничения все же остаются (установление предельных сумм для снятия наличных денег с банковских счетов юридических лиц: для малого бизнеса – 20 млн тенге в календарный месяц; для среднего бизнеса – 120 млн тенге в календарный месяц; для крупного бизнеса – 150 млн тенге в календарный месяц; ограничение функционирования крупных объектов торговли; установление ограничения на въезд на территорию РК, а также на выезд с ее территории всеми видами транспорта и так далее) и не исключено, что режим чрезвычайного положения может быть введен в будущем вновь.
Введенные ограничения, безусловно, положительно сказались на динамике распространения COVID-19, однако привели компании, работающие в Казахстане, к существенным финансовым потерям. В этой связи Правительством Казахстана приняты различные меры по поддержке бизнеса (введение моратория на проверки субъектов малого и микро бизнеса, предоставление отсрочки по сдаче отдельных видов отчетности, индексация пенсионных выплат и пособий, финансовая поддержка граждан, которые потеряли доход или тех, у кого он сильно снизился, и т.д.).
Среди наиболее важных для бизнеса мер поддержки можно выделить изменения в налоговом законодательстве:
1. На период до 31 декабря 2020 года включительно не уплачиваются следующие налоги:
✓ налог на имущество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по крупным торговым объектам, торгово-развлекательным центрам, кинозалам, театрам, выставкам и физкультурно-оздоровительным и спортивным сооружениям;
✓ земельный налог по землям сельскохозяйственного назначения производителей сельскохозяйственной продукции;
✓ индивидуальный подоходный налог индивидуальных предпринимателей, работающих в общеустановленном порядке налогообложения. При этом для налогоплательщиков, отнесенных к категории субъектов микро, малого или среднего предпринимательства в соответствии с Предпринимательским кодексом РК предоставляется отсрочка срока уплаты по всем налогам и другим обязательным платежам в бюджет, а также социальным платежам до 1 июня 2020 года.[1]
2. На период до 1 октября 2020 года установлена ставка налога на добавленную стоимость в размере 8% при совершении оборотов по реализации и импорте товаров, включенных в перечень социально значимых продовольственных товаров.
3. На период до 31 декабря 2020 года производители подакцизных товаров на территории РК по бензину (за исключением авиационного), дизельному топливу, реализуемым на экспорт освобождены от уплаты акцизов.
4. На 2020 год налог на имущество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по объектам налогообложения, используемым при осуществлении предпринимательской деятельности в сфере туризма, общественного питания и гостиничных услуг не уплачивается.
Помимо изложенного в данный период особый интерес компаний связан с исполнением контрактных обязательств, возникшими нарушениями и их последствиями. В этой связи ниже приведены наиболее распространенные вопросы и ответы на них, за основу которых была взята позиция Верховного суда Казахстана, изложенная в Разъяснении № 1 по отдельным вопросам судебной практики в связи с введением чрезвычайного положения, утвержденном постановлением пленарного заседания Верховного Суда Республики Казахстан от 6 мая 2020 года № 9.
Часто задаваемые вопросы:
Вопрос 1: Является ли чрезвычайное положение (далее – ЧП), введённое на территории Казахстана из-за пандемии новой короновирусной инфекции COVID-19, обстоятельством непреодолимой силы?
Ответ: Да, введённое ЧП на территории РК является обстоятельством непреодолимой силы. Тем не менее, необходимо учитывать то, что это не в полной мере освобождает от необходимости исполнять обязательства по заключенным договорам, просим внимательно ознакомиться с механизмами, которые вы с контрагентами заложили в соглашения на подобный случай.
Вопрос 2: Обязательно ли обращаться в суд для установления ЧП как обстоятельства непреодолимой силы, то есть признания его юридическим фактом?
Ответ: Нет, для установления юридического факта наличия обстоятельства непреодолимой силы в связи с введением ЧП обращение в суд не требуется.
Вопрос 3: Освобождается ли сторона договора от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, если нарушение обязательства наступило только из-за введения ЧП?
Ответ: Освобождается. Неисполнение обязательств, вызванное только возникновением обстоятельств непреодолимой силы, и именно принятыми мерами и временными ограничениями в рамках введения ЧП, не влечет имущественную ответственность (возмещение убытков, взыскание неустойки (штраф и пеня).
Вопрос 4: Должны ли стороны договора соблюдать порядок досудебного или внесудебного урегулирования спора, связанного с неисполнением обязательств из-за введения ЧП?
Ответ: В определенных случаях, законодательством, самим договором или обычаями делового оборота требуется соблюдение досудебного или внесудебного урегулирования спора. Введение режима ЧП не освобождает стороны договора от соблюдения соответствующих требований, если такая возможность не утрачена.
Суды Казахстана вправе возвращать исковые заявления на основании несоблюдения порядка досудебного или внесудебного урегулирования спора и такая возможность применения этого порядка не утрачена.
Вопрос 5: Как влияет ЧП на исчисление сроков исковой давности (период времени, в течение которого может быть удовлетворено требование, возникшее из нарушений права лица или охраняемого законом интерес)?
Ответ: Введение ЧП приостанавливает течение срока исковой давности.
Вопрос 6: Как влияет ЧП на продление и восстановление процессуальных сроков?
Ответ: Сроки подачи исковых заявлений (заявлений), апелляционных и частных жалоб, ходатайств о пересмотре вступивших в законную силу судебных актов в кассационном порядке, а также иные процессуальные сроки, пропущенные в период ЧП, могут быть продлены и восстановлены судом.
Для этого потребуется подача заявления в соответствующий суд, который должен был совершить соответствующее процессуальное действие (рассмотреть жалобу, вынести решение и т.п.). Заявление подается не позднее 1 месяца со дня, когда лицу стало известно о нарушении его прав или законных интересов.
Вопрос 7: Можно ли изменить срок исполнения обязательства, если его неисполнение вызвано введением ЧП?
Ответ: Если неисполнение обязательства обусловлено действием непреодолимой силы, то заинтересованная сторона вправе требовать изменения срока исполнения обязательства в порядке предусмотренном главой 24 ГК (изменение и расторжение договора).
Вопрос 8: Является ли основанием для отказа в принятии исковых заявлений положения пункта 9-1 постановления Правительства Республики Казахстан от 20 марта 2020 года № 127 «Об определении специального порядка государственных закупок» (далее – Постановление).
Ответ: Гражданское процессуальное законодательство прямо не предусматривает возможности отказа в принятии исковых заявлений в отношении поставщиков по договорам государственных закупок, которые из-за ЧП не исполнили или ненадлежащим образом исполнили свои обязательства.
Тем не менее согласно части первой пункта 9-1 Постановления в случаях уклонения потенциальных поставщиков, определенных победителями, от заключения договора о государственных закупках или неисполнения либо ненадлежащего исполнения поставщиком договорных обязательств, возникших вследствие введения ЧП, заказчик не принимает меры по включению таких потенциальных поставщиков или поставщиков в реестр недобросовестных участников закупок и применению к ним штрафных санкций. Постановление запрещает заказчику предъявить требования: 1) о признании поставщика недобросовестным участником государственных закупок и 2) о взыскании штрафных санкций. В случае предъявления такого иска заказчиком, судья отказывает в принятии искового заявления, как не подлежащего рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, что является примером некоторого расширительного толкования, однако в условиях ЧП повсеместно применяется на практике.
Вопрос 9: Как применяется в уголовном процессе Указ Президента Республики Казахстан «Об уточненном республиканском бюджете на 2020 год» (Далее – Указ) в части установления с 1 апреля 2020 года нового месячного расчетного показателя?
Ответ: При применении в уголовном процессе Указа необходимо исходить из того, что согласно положениям Указа месячный расчетный показатель (далее – МРП) в размере 2 778 тенге установлен с 1 января 2020 года и официально опубликован 9 апреля 2020 года.
В этой связи судам при назначении уголовного наказания в виде штрафа либо исправительных работ, а также при определении размера принудительного платежа в Фонд компенсации потерпевшим по делам об уголовных правонарушениях, совершенных с 1 января 2020 года по 8 апреля 2020 года (включительно), необходимо применять МРП, действовавший до 1 апреля 2020 года, в размере 2 651 тенге, а при квалификации по соответствующей статье Особенной части УК деяния, совершенного 1 апреля 2020 года и позже, и в иных случаях, когда Указ улучшает положение обвиняемого, следует исходить из МРП в размере 2 778 тенге, установленного Указом.
Вопрос 10: Образуется ли состав правонарушения в случае проживания граждан РК без удостоверения личности или по недействительному удостоверению личности либо без регистрации по месту жительства, по месту временного пребывания (проживания) сроком от десяти календарных дней до одного месяца и (или) управление транспортным средством лицом без документов и не имеющим права управления, если срок действия документов (удостоверения личности, водительского удостоверения на право управления транспортным средством) истек в период ЧП?
Ответ: При истечении срока действия документов в период действия ЧП производство по данным категориям дел подлежит прекращению за отсутствием состава правонарушения, если формат получения государственной услуги требует непосредственного участия заинтересованного лица, а возможность получения такой государственной услуги через портал egov.kz отсутствует.Вопрос 11: Каков порядок прекращения производства по делам об административных правонарушениях, связанных с нарушением режима ЧП, после прекращения его действия?
Ответ:Согласно позиции Верховного суда Республики Казахстан производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению (если не принято процессуальное решение) после прекращения действия режима ЧП на основании отмены закона или отдельных его положений, устанавливающих административную ответственность.
*Субъектами малого предпринимательства являются индивидуальные предприниматели без образования юридического лица и юридические лица, осуществляющие предпринимательство, со среднегодовой численностью работников не более ста человек и среднегодовым доходом не свыше 1,9 млн. долларов США.
*Субъектами микропредпринимательства являются субъекты малого предпринимательства, осуществляющие частное предпринимательство, со среднегодовой численностью работников не более пятнадцати человек или среднегодовым доходом не свыше 198 тыс. долларов США.
*Субъектами среднего предпринимательства являются индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие предпринимательство, не относящиеся к субъектам малого и крупного предпринимательства.