Новости

2611.2015

Правовой вестник-Предпринимательский кодекс

Дорогие Друзья, рады сообщить, что Партнер Асхад Кошкарбаев и Партнер в сфере конкуренции Амир Бегдесенов подготовили для наших клиентов и остальных заинтересованных лиц краткое описание основных новелл и изменений по регулированию предпринимательской деятельности.

29 октября 2015 года был принят Предпринимательский кодекс Республики Казахстан (далее – «ПК РК»), который вводится в действие с 1 января 2016 года, за исключением некоторых положений, вступающих в силу с 1 марта 2016 года и с 1 января 2017 года и переходных положений, действующих с 1 января 2016 года до 1 марта 2016 года.                    

ПК РК определяет правовые, экономические и социальные условия и гарантии предпринимательской деятельности, государственного регулирования и поддержки предпринимательства. ПК РК вобрал в себя положения и заменил собой следующие Законы РК: «О крестьянском или фермерском хозяйстве», «Об инвестициях», «О частном предпринимательстве», «О конкуренции», «О государственном контроле и надзоре в Республике Казахстан», «О государственной поддержке индустриально-инновационной деятельности». Таким образом указанные законы теряют свою силу с 1 января 2016 года.

Ниже приведены основные новеллы и изменения, внесенные ПК РК:

Общие условия осуществления предпринимательской деятельности:

При наличии пробелов или противоречия норм законодательства в сфере предпринимательства положениям ПК РК, применяются положения ПК РК.

Предполагается добросовестность действий субъекта предпринимательства, в том числе если он руководствовался официальным разъяснением государственного органа, а представленные им фактические данные считаются достоверными до тех пор, пока суд или государственный орган не установит обратное.

Информация, имеющаяся у государственных органов и необходимая субъектам предпринимательства, должна быть доступна, если ее использование не ограничено законами РК. Такая информация предоставляется бесплатно, за исключением случаев, установленных законами РК.

Закреплен приоритет предупреждения нарушения перед применением мер государственного принуждения в процессе предпринимательской деятельности.

Для использования данных о категориях субъектов предпринимательства ведется реестр субъектов предпринимательства – электронная база данных, содержащая сведения о категориях субъектов предпринимательства (малый, средний и крупный предпринимательства).

Субъект предпринимательства вправе требовать у своих работников подписку о неразглашении коммерческой тайны, а лиц, осуществляющих его проверку, предупреждать об ответственности в соответствии с законами РК.

Проекты нормативных правовых актов, затрагивающих интересы субъектов предпринимательства, подлежат до их рассмотрения обязательному опубликованию в СМИ, включая интернет-ресурсы.

В случае, если планируется ввести новый регуляторный инструмент или ужесточить регулирование, то необходимо предварительно провести процедуру анализа регуляторного воздействия.

Никто не вправе принуждать субъектов предпринимательства осуществлять деятельность по социальной ответственности. Субъекты предпринимательства, осуществляющие благотворительность, имеют право на налоговые льготы.

Государственные услуги по принципу "одного окна" будут предоставляться государственной корпорацией "Правительство для граждан". 

Государственный контроль и надзор за предпринимательской деятельностью:

Запрещается проведение проверок по особому порядку проведения проверок на основе оценки степени риска, выборочных проверок в отношении субъектов малого предпринимательства, в том числе микропредпринимательства, в течение трех лет со дня государственной регистрации.

Четко определен перечень оснований для внеплановой проверки проверяемых субъектов предпринимательства.

Проверяемые субъекты вправе не допускать к проверке должностных лиц, прибывших на проверку, в случаях несоблюдения периодичности проведения проверок, превышения либо истечения сроков проверки, проведения проверки лицам, не имеющим на то соответствующих полномочий и в ряде иных случаев.

Проверка признается недействительной в случае грубых нарушений требований к организации и проведению проверок, перечень которых установлен ПК РК.

Изъятие и выемка подлинных документов производятся только в соответствии с Уголовно-процессуальным Кодексом РК и Кодексом РК «Об административных правонарушениях».

Антимонопольное регулирование:

Предусмотрена возможность обратиться в антимонопольный орган с заявлением о проверке соответствия проекта соглашения субъектов рынка требованиям антимонопольного законодательства.

Реестр субъектов рынка, занимающих доминирующее или монопольное положение, будет вестись только в отношении регулируемых рынков.

Антимонопольный орган сможет направлять «уведомления» без проведения расследования в отношении субъектов рынка при наличии в их действиях признаков злоупотребления доминирующим или монопольным положением;

С 01.01.2017 г. с субъектов естественной монополии снимается ряд запретов на осуществление деятельности (оказывать услуги и осуществлять иную деятельность, не относящуюся к естественным монополиям, иметь имущество, не связанное с регулируемыми услугами и т.д.);

Объект расследования может инициировать рассмотрение проекта заключения по результатам расследования нарушений антимонопольного законодательства согласительной комиссией с участием независимым экспертов.

Инвестиции и инвестиционные проекты :

С 01.01.2017 г. для инвестиционных проектов, за исключением приоритетных и стратегических проектов, будет предоставляться освобождение от НДС на импорт сырья и (или) материалов в рамках инвестиционного контракта.

Вводиться понятие инвестиционного спора, которым является спор, вытекающий из договорных обязательств между инвесторами, в том числе крупными инвесторами, и государственными органами в связи с инвестиционной деятельностью инвестора. Под крупным инвестором понимается физическое или юридическое лицо, осуществляющее инвестиции в Республике Казахстан в размере не менее 2,000,000 МРП (на 24 ноября около 3,964,000,000 тенге или 12,912,000 долларов США).

Разрешение инвестиционных споров может производится также в международных арбитражах, определяемых соглашением сторон.

При досрочном прекращении инвестиционного контракта по инициативе юридического лица РК, заключившего инвестиционный контракт, в одностороннем порядке или по соглашению сторон указанное лицо уплачивает суммы налогов и таможенных пошлин, не уплаченных вследствие предоставленных инвестиционных преференций, а также возвращает государственный натурный грант, либо его первоначальную стоимость на дату такой передачи.

Льготы, предоставленные ранее до введения в действие Закона РК от 8 января 2003 года «Об инвестициях», сохраняют свое действие до истечения срока, установленного в инвестиционных контрактах.

Учреждается должность Уполномоченного по защите прав предпринимателей Казахстана в целях представления, обеспечения и защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательства, а равно в защиту интересов предпринимательского сообщества.

 

В случае если у Вас возникнут какие-либо дополнительные вопросы , Вы можете обратиться к следующим сотрудникам Юридической фирмы  «Саят Жолши и Партнеры»:

- Асхад Кошкарбаев;

- Амир Бегдесенов.