Публикации
Правила «желтых страниц» введены
Указом Президента РК от 3 июля 2019 года введен мораторий на создание субъектов квазигосударственного сектора. Это означает введение реальных правил «желтых страниц», ограничивающих создание компаний с участием государства.
В Указе четко прописан запрет на создание компаний с участием государства за исключением 4-х разумных случаев. При этом значительно сужены основания, предусмотренные в ПК РК. Теперь допускается создание только следующих компаний с участием государства:
1) юридических лиц, осуществляющих деятельность в социальной сфере и (или) в области жизнеобеспечения населенных пунктов;
2) юридических лиц, создаваемых в рамках оптимизации действующих юридических лиц путём их реорганизации (слияния или преобразования);
3) акционерных обществ (товарищества с ограниченной ответственностью), в уставном капитале которых субъектам квазигосударственного сектора будет принадлежать пятьдесят и менее процентов голосующих акций (долей участия);
4) юридических лиц, создаваемых по поручению и (или) согласованию с Президентом Республики Казахстан.
Самое главное – в Указе нет нормы о том, что антимонопольный орган отказывает в предоставлении согласия на создание компаний с участием государства лишь в случаях ограничения конкуренции, что и делало в основном неэффективными предыдущие попытки введения правил «желтых страниц».
Исторически у нас было три волны попыток введения правил «желтых страниц».
Первая попытка - это закон «О конкуренции» от 25 декабря 2008 года, в котором появилась глава 4 «Государственное участие в предпринимательской деятельности», которым вводился госконтроль, направленный на ограничение участия государства в бизнесе.
В июне 2009 года я написал для газеты «Бизнес и Власть» (№ 266) статью, в которой обосновал декларативность норм закона. Дело в том, что в тексте закона была допущена ошибка: вместо того, чтобы единственным основанием для отказа в создании госкомпаний сделать наличие частного бизнеса на соответствующем товарном рынке, в законе написали, что «отказ возможен лишь в случае, если создание такого субъекта ведет к ограничению конкуренции». Из-за этого «Правила желтых страниц» оказались неработающими. Как известно, появление на рынке еще одного конкурента (хотя бы и с участием государства) усиливает, а не ограничивает конкуренцию.
Как показало время, действительно, за это время число госкомпаний только увеличилось.
Вторая попытка – это закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам ограничения участия государства в предпринимательской деятельности» от 24 апреля 2015 года. При этом было громко заявлено о введении наконец-то «правил желтых страниц». К сожалению, и эта попытка оказалась неудачной. Дело в том, что в отношении создания госкомпаний, относящихся к субъектам среднего и крупного предпринимательства, в законе сохранилась старая ошибка: антимонопольный орган отказывает в выдаче согласия на создание, если это ведет к ограничению конкуренции. Таким образом, госкомпании продолжались плодиться.
О том, что правила «желтых страниц» не будут работать в 2015 году я говорил в интервью Жаннат Ертлесовой https://www.youtube.com/watch?v=XlebXczZUHU&t=194s. Об этом можно также прочитать здесь: https://forbes.kz/massmedia/yellow_pages_rule_v_kazahstane_ne_budet_rabotat_effektivno/.
Также подробно по декларативности норм я написал статью для газеты «Бизнес и власть» № 15 (537), апрель 2015 года.
Третья попытка – это опубликованный 3 июля 2019 года указ Президента РК. Я не буду вдаваться в рассуждения о законности данного указа, приостанавливающего частично действие статьи 192 Предпринимательского кодекса РК. Главное – указ будет исполняться госорганами. И этот способ на сегодня эффективен в условиях, когда госорганы не готовы кардинально менять норму кодекса. Мы в свое время предпринимали несколько попыток обсудить этот вопрос с руководством антимонопольного органа, в том числе, и на площадке НПП «Атамекен», но безрезультатно.
Конечно, Указ не решает проблему полностью. В нем не заложены меры по ограничению деятельности уже существующих компаний с участием государства, а также не предусмотрен механизм для ограничения создания госкомпаний в случаях, когда они допускаются в соответствии с исключениями. К тому же мораторий является временной мерой. Поэтому в скором времени ждем реализации норм указа путем введения соответствующих норм в Предпринимательском кодексе РК.
Айдын Бикебаев
Адвокат
Управляющий Партнер
Саят Жолши и Партнеры